Как сделать игру в Инстаграм?

Я расскажу о том, как сделать игру в Инстаграм без привлечения разработчиков и финансирования. Просто прочтите статью полностью, чтобы разобраться во всех шагах.

Игры и геймификация в Инстаграм — это использование игровых механик, компонентов и элементов игрового дизайна для достижения экспертных, маркетинговых и финансовых целей. Викторины, тесты, опросы, розыгрыши, раздача баллов за комментарии и лайки — это все игры.

Для создания эффективных игр в Инстаграм вы должны:

  1. определиться с конечными целями игры (просто вовлечение, демонстрация преимуществ товара, отстройка от конкурентов и т.д.);
  2. понимать аудиторию, как с психологической точки зрения (модель поведения и взаимодействия с аккаунтом и материалами), так и в контексте потребления ваших товаров или услуг (есть ли опыт, на какой стадии знакомства с данным решением, готовность к покупке);
  3. разбираться в понятиях геймификации, уметь выделять игровые механики и компоненты, комбинировать их;
  4. на базовом уровне владеть психологией мотивации (чтобы направлять пользователей к нужному действию);
  5. подбирать и генерировать игровые сценарии;
  6. различать игры в постах и сторис по аудитории, целям, уровню вовлечения, сложности реализации;
  7. знать все основные функции сторис Инстаграм (стикеры голосований, тестов, вопросов, GIF, бегунок emoji);
  8. владеть на минимальном уровне навыками дизайна или знать специалиста, которому можно поручить оформление постов и сторис, создание анимации;
  9. анализировать статистику в Инстаграм.

Виды игр в Инстаграм и их ключевые особенности

Все игры в Инстаграм можно разделить на 4 основных категории по технике реализации и размещению:

  1. игры в постах;
  2. игры в сторис;
  3. конкурсы активности;
  4. квесты.

Игры в постах

Чаще всего носят развлекательный характер и нужны для вовлечения подписчиков в общение, установления первого контакта, выявления предпочтений, изучения потребительского опыта.

Так компания Starbucks предлагает проголосовать за любимый напиток:

McDonald’s — получить предсказание:

А Delivery Club разыгрывает пиццу, но предварительно просит назвать, кем бы хотели стать участники: “Пепперони”, “Гавайской пиццей” или “Четыре сыра”.

Как правило, игры в постах не содержат анимацию и сопровождаются просто фотографиями, вся активность развивается именно в комментариях.

Игры в сторис (Stories)

Более многоплановые, так как есть возможность использовать встроенный функционал (стикеры). В сторис уже более активно применяется анимация и дизайнерское оформление, чтобы мотивировать подписчиков досматривать контент полностью и взаимодействовать с элементами.

Самые простые игры основываются на опросах, голосованиях и викторинах.

Игры посложнее прорисовываются индивидуально и к их разработке привлекается несколько исполнителей: сценарист, дизайнер, фотограф, специалист по анимации. Как правило, такие игры могут себе позволить только крупные бренды: Delivery Club, Сбер, Ritter Sport, AviaSales и т.д.

Delivery Club в связи с началом пандемии в игровой форме обыграл вопрос экипировки своих сотрудников как в полноценной игре: с подбором маски, артефактов и прокачкой навыков:

Конкурсы активности

Это игры (преимущественно в постах), механика которых строится вокруг зарабатывания баллов подписчиками за лайки, комментарии, репосты, ответы в сторис и т.д. — иными словами за проявление активности в течение определенного промежутка времени: от 1 недели до месяца.

Задача конкурсов активности — расшевелить аудиторию и мотивировать к общению “молчунов”. Наградой может быть любой популярный и не очень дорогой товар из вашего магазина, инфопродукт или скидка (в процентном или денежном выражении) на следующую покупку.

Конкурс активности от сети зоомагазинов — https://www.instagram.com/p/CCIQY12loAH/

Для посчета баллов рекомендуется использовать специализированные сервисы — Sub.by и Gamifer. Как настроить сервисы и запустить игру мы рассмотрим далее.

Квесты

Самая сложная игровая механика, так как требует глубокой логической проработки сценария, дизайна, привлечения других аккаунтов или экспертов для коллаборации или создания ветки новых профилей в Инстаграм.

 

Задача квеста — погрузить вас в изучение материала, чаще всего — продукта компании. Таким образом, проходя квест, подписчик нативно изучает преимущества, факты, фишки продукта.

Ссылка на квест — https://www.instagram.com/gla_build_your_own/

Цели игр

Сегодня многие крупные бренды используют игры в своих Instagram аккаунтах. Это Starbucks, Disney, Pixar, Netflix, Oreo, Кинопоиск, Ritter Sport, банк «Открытие», Meduza, Mercedes, Old Spice, Aviasales, McDonald’s и т.д

Какие задачи вы можете решить с помощью геймификации и игр:

  1. увеличение охватов (узнаваемость, виральность);
  2. демонстрация экспертности;
  3. обучение подписчиков;
  4. прогрев аудитории;
  5. анонс будущих мероприятий (вебинары, мастер-классы и тп);
  6. анонс акций и товарных новинок;
  7. знакомство с каталогов;
  8. увеличение продаж;
  9. изучение потребительского спроса и предпочтений;
  10. формирование спроса;
  11. отстройка от конкурентов;
  12. повышение лояльности.

С помощью игры вы можете показать, чем ваши услуги отличаются от услуг конкурентов, обосновать стоимость, продемонстрировать будущие результаты от обращения конкретно к вам, повысить осведомленность аудитории о вашей нише и каких-то профессиональных секретах, подогреть интерес к определенному товару, изучить спрос и понять, что реально нравится подписчикам, акцентировать внимание на важных преимуществах и тд.

Аудитория

Если вы когда-нибудь проходили курсы по маркетингу или SMM, то наверняка сталкивались с понятием «целевая аудитория» (ЦА).

Целевая аудитория — это потенциальные покупатели, объединенные общими признаками.

И чем лучше вы понимаете ЦА, тем легче до нее «достучаться». Но раз мы говорим про игровые механики и геймификацию, то и анализировать подписчиков будем с игровой точки зрения, а именно типологии Ричарда Бартла.

Ричард Бартл заложил основу типизации игроков и выделил 4 основных психологических типа:

  1. Киллеры. Стремятся доминировать и демонстрировать превосходство. Получают удовольствие от влияния на других игроков. В комментариях могут проявлять себя как тролли, быть агрессивными по отношению к другим подписчикам. Любят соревнования. Считаются самой монетизируемой группой, хорошо платят за продукт.
  2. Карьеристы (накопители, достигаторы, ачиверы). Они копят всё: бонусные баллы, игровую валюту, наклейки на шестой кофе в подарок. Главное — получить награду любым способом. Стремятся к бесконечному развитию, богатству и обладанию благами. Дольше всех остаются в игре.
  3. Исследователи. Внимательны к мельчайшим деталям. С радостью прочтут пользовательское соглашение и разберутся, как работает ваш кэшбек. Обязательно будут сравнивать вас с конкурентами, искать преимущества. Часто пишут обзоры и отзывы, так как хотят поделиться опытом и информацией. Не любят марафоны, рейтинги и массовые мероприятия.
  4. Социальщики. Любят быть в центре внимания. Склонны к непрерывному общению, главные чувства: получение фана, соучастие. Как и исследователей, этот тип игроков тяжело монетизировать, показатель возвращаемости у них самый низкий, но они способствуют удержанию в «игре» других участников и привлечению новых.

Знание этой типологии поможет лучше понимать поведение подписчиков в играх, а также выстраивать такую игровую очередность, которая позволит захватить внимание максимального числа пользователей.

Один из самых частых страхов: “А не надоест ли моим подписчикам играть?” Этот страх обоснован только в том случае, если вы часто используете одну и ту же механику. Например, только голосования или только викторины по 2-3 раза в неделю. В этом случае подписчикам действительно надоест отвечать на вопросы, а вам с каждым разом будет все труднее и труднее придумывать темы и подбирать материал.

Для этого и используется комбинация различных механик и форматов, например: 2 игры в сторис + 1 игры в посте с шагом 1-2 дня между каждой.

Помимо типирования аудитория по модели взаимодействия с миром и способам потребления контента, при создании игр стоит принимать во внимание уровень осведомленности аудитории о вашем товаре или услуге. И речь не о том, как много потенциальный клиент знает о вашей фирме, а на какой именно стадии принятия решения он сейчас находится, это будет определять выбор нашей цели: хотим ли мы подвести “игрока” к покупке или показать преимущества товара.

Лестница узнавания Бена Ханта — теория, согласно которой человек находится на определенном этапе осведомленности о товаре или услуге. Чтобы сделка совершилась, он должен пройти все пять ступеней:

  1. Отсутствие проблемы, безразличие
    Люди не задумывается о вашем товаре, тк они еще не сталкивались с ситуацией, где этот товар необходим, здесь важно донести, что проблема существует.
  2. Осведомленность
    Теперь человек знает о проблеме и начинает искать информацию, которая поможет справиться с ситуацией.
  3. Сравнение методов решения проблемы
    Есть несколько способов решения проблемы, продолжается поиск информации и анализ с целью выявления наилучшего варианта.
  4. Выбор компании/поставщика
    С методом определились, теперь идет поиск исполнителя, к которому можно обратиться. Сравнение отзывов, условия, цен, сервиса и тп.
  5. Заключение сделки, покупка
    Здесь главное не мешать и дать возможность совершить покупку.

Так как мы говорим про игры в Инстаграм на подписчиков аккаунта, то можно сказать, что первая и частично вторая ступень пройдены. Если на вас целенаправленно подписались, то проблема или необходимость в товаре осознана, то есть аудитория находится на каком-то из последних трех шагов.

Поэтому в играх мы показываем:

  • разницу между нашими товарами/услугами и аналогичным решением у конкурентов (если они решают одну и ту же задачу);
  • показываем преимущества;
  • рассказываем о сервисе;
  • показываем, как проходит процесс покупки;
  • визуализируем картину счастливого будущего, где клиент решил все свои задачи с помощью нас.

Для выбора сюжета игры вы должны понимать, какая аудитория находится у вас в подписчиках: новички или люди, которые вас давно читают, а может, это текущие клиенты? В создании игр в первую очередь мы отталкиваемся от аудитории и ее интересов, только так можно прогнозировать хорошие результаты.

Мотивация (октализ)

Геймификация — мотивационный инструмент, один из самых эффективных. Американский предприниматель Ю Кай Чоу выявил и систематизировал 8 основных драйверов, которые мотивируют пользователей играть и более эффективно выполнять какую-либо задачу. Он назвал свою концепцию «Октализ».

8 драйверов “Октализа”:

  1. Высший смысл, вызов (предназначение)
    Сопричастность к чему-то важному, великому, ощущение собственной значимости.
    Пример: Wikipedia, экологические игры по сбору мусора.
  2. Развитие и достижение
    Наш внутренний стимул к прогрессу, развитию навыков, преодолению трудностей.
    Пример: зарабатывание очков, бейджей, таблица лидеров, разные уровни сложностей.
  3. Раскрытие творческого потенциала, обратная связь
    Участники вовлечены в процесс, где находят новые решения. Они должны видеть результат своего творчества и получать обратную связь. Самостоятельный выбор вектора развития.
  4. Контроль и обладание
    Человек больше замотивирован, если чувствует, что владеет чем-то или контролирует процесс. Это драйвер коллекционирования.
    Пример: виртуальные товары и валюта.
  5. Социальное влияние
    Включает все социальные элементы, которые мотивируют людей: наставничество, социальное одобрение, обратная связь, причастность к обществу, общение, конкуренция, зависть.
    Пример: групповые квесты.
  6. Дефицит, нетерпение
    Желание чего-то просто потому что это чрезвычайно редко, эксклюзивно или недостижимо сразу же.
    Пример: специальные и ограниченные предложения в магазинах, новинки. Таймеры обратного отсчета на сайтах или в сторис.
  7. Непредсказуемость, любопытство
    Мы играем дольше и интенсивнее, если игра непредсказуема. Мы любим удивляться.
    Пример: розыгрыши, лотереи, азартные игры.
  8. Страх потери, избегание негатива
    Выбираем путь наименьшего сопротивления. Сохранение текущего положения дел. На этом драйвере работаем механизм сторис — контент, который пропадет через 24 часа.
    Пример: страх потери прогресса (обнуление результатов через определенное время). Мега скидки на товары и услуги в течение короткого промежутка времени (то есть у покупателя есть шанс потерять выгоду/сэкономить).

Обратите внимание, что драйвера хорошо отражают поведение определенных типов игроков. Например, “контроль и обладание» — киллеры, “развитие и достижение» — ачиверы.

Игровые механики и компоненты

Разработка игр для Инстаграм требует знания игровых механик и компонентов — элементы, которые по сути и являются движущей силой всех игр. Они задают вектор: показывают, в каком направлении вы хотите, чтобы двигались пользователи, как они должны взаимодействовать с вами и другими участниками, как реагировать на предлагаемый контент, как определяется победитель и т.д.

Игровые механики

Игровые механики в Инстаграм определяют формат вовлечения (вид игры). Желательно комбинировать несколько вариантов, чтобы не использовать постоянно одну и ту же игру и не выжигать аудиторию (особенно, если аккаунт еще небольшой, до 10.000 подписчиков).

Виды игры:

  1. викторины (самый популярный формат);
  2. опросы, голосования;
  3. логические игры;
  4. поиск одинаковых элементов или отличий;
  5. творческие игры;
  6. работа со словами (текстом);
  7. гадания, предсказания и астрологические прогнозы;
  8. психологические тесты;
  9. азартные игры;
  10. игры в сторис на тапах (листание, переходы к следующим кадрам).

Игровые компоненты: очки, бейджи, рейтинги (PBL)

Существует порядка 19 классических игровых компонентов, которые используются в геймификации. Для создания конкурсов активности мы будем использовать 3 самых универсальных:

  • очки (points);
  • бейджи (badges);
  • рейтинги (leaderboards).

Очки – показывают насколько хорошо играет участник, связаны с наградами и определяют победителя. Например: наберите 100 очков и получите чек-лист, PDF-книгу или подарок к следующему заказу.

Бейджи – визуальное обозначение того, что игрок достиг определенного уровня или выполнил набор заданий, символ статуса. Например, бейдж можно получить за то, что сделали что-то впервые — оставил комментарий, отзыв, отметил в сторис.

Рейтинги, таблица лидеров – говорят о том, на каком именно месте находится каждый из участников.

Как сделать игру успешной

Большинство людей думаю, что создание игр — это сложно, долго и дорого. На самом деле будет игра успешна или провалится определяется самой идеей и знанием/пониманием аудитории. Помимо психологии поведения мы должны понимать свою аудиторию в контексте потребления наших товаров или услуг.

Чтобы игра была не просто успешной, но и способствовала росту продаж, одновременно надо учитывать 3 элемента:

  1. наше предложение (что продаем);
  2. аудиторию, а точнее интересы аудитории в контексте нашей ниши (предложения);
  3. призыв к действию (вовлечение).

Игра, которую вы планируете запускать, должна находиться в секторе пересечения всех трех компонентов — ABC.

Так призыв к активности, который затрагивает исключительно наши товары, но не интересы подписчиков (сектор AC) — будет провальным. Просто посты, которые интересны подписчикам, но при этом не содержат элемента вовлечения (сектор AB) — получат низкий отклик. Игра, которая раскачает аудиторию, но при этом не имеет отношения к вашей сфере (сектор BC), никак не повлияет на продажи и через некоторое время всем надоест.

Дальше мы пройдемся по шагам, как создавать и запускать игры. Выбирая идеи и темы, проверьте, чтобы предложенная игра находилась в секторе ABC (пересечение всех элементов).

Создание игр для постов

Основные задачи игр в постах — это:

  1. вывести аудиторию на диалог;
  2. установить первый контакт (таким образом повысив доверие);
  3. получить обратную связь;
  4. или просто развлечь.

Высокая активность в комментариях служит социальным доказательством того, что компания жива, эксперт — реальный человек, с вами можно и нужно общаться. Первым оставить комментарий к посту — довольно стрессовый шаг для подписчиков, поэтому надо использовать игровые активации. Так убирается барьер на общение между менеджерами/владельцами аккаунта и подписчиками.

Шаг 1. Выбор цели игры

Нельзя бездумно публиковать игры, которые вы видели у конкурентов или в развлекательных пабликах вроде “узнай, что тебя ждет по числу лайков к комментариям”. Возможно, первые пару раз такая активация вызовет интерес, но в дальнейшем реакция будет слабеть.

Поэтому первым шагом мы определяемся про что наша игра:

  1. про аудитория;
  2. или нашу компанию/товар.

В п. 1 мы изучаем подписчиков:

  • их интересы и предпочтения;
  • воспоминания, опыт;
  • мнение;
  • желания.

В п. 2 мы:

  • нативно показываем товар;
  • выявляем спрос (предпочтения);
  • рассказываем о себе в какой-то интересной форме;
  • даем возможность получить товар/подарок.

В приведенном примере Starbucks не просто напоминает о наличии фраппучино, а подчеркивает сразу три его ключевых составляющих: кофе, шоколад и прохлада (что особенно актуально в летний период). В конце поста идет призыв к действию — проголосовать за то, что нравится больше: кофе или шоколад. С учетом специфики компании ответ прогнозируемый.

Шаг 2. Выбор аудитории и мотивационного драйвера

Функционал постов Инстаграм ограничен, вся активность происходит в комментариях, поэтому мы будем отталкиваться в первую очередь от аудитории. На кого будем ориентироваться:

  • киллеров;
  • накопителей;
  • исследователей;
  • социальщиков?

В зависимости от этого подбирается ключевая мотивация. Что мы хотим от подписчиков:

  • проявление азарта;
  • почувствовать себя умными и значимыми;
  • дать им возможность что-то получить;
  • или не упустить шанс?

В таблице вы найдете пересечения между типом игрока и драйвером, то есть какая аудитория на что реагирует.


Например, социальщики хорошо отреагируют на игры, связанные с социальным влиянием, они с радостью поделятся различными историями и своим мнением. Накопители (они же достигаторы) хорошо проявляют себя в конкурсах активности. Просто в постах они ведут себя тихо, незаметно. Киллеры любят быть первыми, поэтому им подходят игры, где можно показать свои преимущество. Исследователи — демонстрируют свои знания и внимательность.

Шаг 3. Выбор игровой механик

Игровых механик достаточно много и каждая из них преследует свои цели (мотивацию игрока). Так как мы на прошлом шаге уже определились с аудиторией, осталось выбрать нужную механику. Здесь стоит учитывать, что практически все игры универсальные и подходят большинству аккаунтов. Но именно ключ к пониманию этих составляющих дает возможность прогнозировать результат и сделать его более системным.

В таблице даны примеры игр в постах и типология игроков, которая лучше всего подходит для данного типа игры и какие драйвера могут быть задействованы.

Шаг 4. Графическое оформление

Чаще всего это самый простой шаг, тк игры в постах не требуют какого-то сложного стилистического оформления, достаточно фотографии эксперта, товаров, иными словами того, что может ассоциироваться с вами и контекстом потребления ваших товаров/услуг.

За редким исключением требуется привлечение дизайнера. Чаще всего это игры, связанные с азартом и логикой:

  • “Морской бой”, где надо угадать в каком поле расположен подарок);
  • “Крестики-нолики” (аналог голосования за лучший товар);
  • поиск отличий между картинками;
  • поиск правильного пути в лабиринте и т.д.

Компания McDonald’s в постах часто помимо фотографий товаров использует графическое оформление. Например, лабиринт:

Или задачка на логику от Ritter Sport:

Никакой сложной анимации в постах не рекомендуется использовать.

Шаг 5. Проверка и запуск игры

Когда сценарий игры придуманы, креативы (картинки, фото) готовы, текст прописан — выкладывайте пост. Обязательно в конце поста делайте призыв к действию — мотивируйте подписчиков комментировать, угадывать, предлагать свои варианты, делиться с друзьями и т.д. Призыв зависит от формата игры.

Планируйте выход игры заранее, так вы сможете связать идею игры с контентом последних постов. В этом случае игра будет смотреться органично и повышает шансы на вовлечение. Можете заранее подогреть интерес, скажите подписчикам, что их ждет что-то интересное и посоветуйте включить уведомления.

Шаг 6. Награждение участников, обратная связь

Небольшие игровые активации в постах не обязательно сопровождать крупными подарками, если только это не конкурс активности или розыгрыш. Обязательно общайся с участниками, особенно с теми, кто первым оставляет комментарии. Подписчики любят быть замеченными. Таким образом вы показываете остальным, что их старания будут отмечены.

В качестве награды можете отметить в сторис самых активных комментаторов или тех, кто дал лучший (правильный ответ). Используйте функцию закрепления комментария в ТОП. Это предаст остальным участникам мотивацию охотнее отвечать на ваш контент. Еще вы можете добавить победителей в “Близкие друзья”.

Шаг 7. Аналитика и планирование дальнейших игр

Геймификация хорошо работает как стратегический инструмент. Запуск игр — это не разовый инструмент. Здесь нужна системность:

  1. запуск игры;
  2. анализ статистики вовлечения;
  3. выводы и корректировки;
  4. запуск следующей игры с новой механикой, аудиторией, призывами и т.д.

Только после того, как вы запустите 5-7 игр в постах (это займет 2-3 недели), можно делать выводы, что работает лучше, где аудитория проявляет себя более активно и уже на постоянной основе использовать успешные примеры. Обязательно используйте разные форматы, это позволит сохранить интерес.

Создание игр для сторис

Игры в сторис обладают сильными преимуществами по сравнению с постами:

  1. дополнительные технические возможности (встроенные виджеты/стикеры Инстаграм);
  2. более высокая вовлеченность из-за простоты взаимодействия (возможность в одно нажатие дать ответ);
  3. реализация пошаговости, то есть участник поочередно выполняет требуемые действия, например отвечает на вопросы;
  4. анимация элементов — динамика в сторис встречается чаще, чем в постах, поэтому более привычна для внимания подписчиков;
  5. ценность контента выше, тк через 24 часа все пропадет (драйвер “страх потери” подталкивает к более активным действия);
  6. оперативное получение обратной связи (отвечая на вопросы викторины, аудитория сразу видит какой ответ правильный, чего нельзя сделать в постах).

Благодаря грамотной и интересной подаче материалов в сторис, мы задействуем сразу несколько каналов восприятия:

  • зрительный — текст, анимация, графическое оформление;
  • слуховой — звуковое сопровождение;
  • тактильный — здесь правильнее говорить даже не о восприятии, а о возможности взаимодействия через касание со стикерами, а также перелистывания (тапы) и задержка экрана (например, когда надо сделать скриншот по правилам игры формата “поймай в контур”).

Например, игра в иностранном аккаунте Disney в честь Хэллоуина, где подписчикам предлагалось угадать злодея по его смеху, оперирует ко всем каналам восприятия одновременно:

Шаг 1. Выбор инструментов (способа взаимодействия)

Если создание игр в постах мы начинали с анализа аудитории, то в сторис можно отталкивать от выбора инструментов, а точнее способов взаимодействия, тк они задают основные рамки. Нам доступны стикеры:

  1. опрос (да-нет);
  2. тест;
  3. вопросы;
  4. шкала emoji (бегунок).

Этих инструментов хватит для создания большинства игр. Грамотно комбинируя темы и инструменты, вы сможете удерживать внимание аудитории. Если хотите реализовать что-то более технически сложное, то можно:

  • заказать разработка у профессионала;
  • купить готовые игры;
  • купить уроки по играм и реализовать все самостоятельно.

Рекомендую начать с максимально простого варианта и использовать встроенные инструменты, то есть стикеры.

Шаг 2. Выбор цели игры

Теперь выберите на что будет направлена игровая активация:

  1. знакомство с аудиторией;
  2. знакомство с товарами/услугами;
  3. демонстрация экспертности.

В зависимости от выбранной ключевой цели вы определяетесь с задачей контента — что хотите узнать у подписчиков или какую задачу решить:

Знакомство с аудиторией Знакомство с товарами/услугами Демонстрация экспертности
— интересы — обосновываем ценообразование — повышаем уровень осведомленности
— достижения — отстраиваемся от конкурентов — развенчиваем мифы
— мечты, желания — подогреваем интерес к товарам — показываем различные ситуации (через игровые сценарии)
— ценности, приоритеты — изучаем спрос
— как они принимают решения — формируем спрос
— какой опыт покупок — повышаем лояльность
— показываем ассортимент
— рассказываем про сервис
— показываем результаты покупки/применений

Самые популярные игры — это викторины и опросы формата “за — против”, “правда — ложь”, “нравится — не нравится”

Хорошая игра одновременно закрывает несколько задач. Например, мы можем:

  1. показать товар, рассказав про него интересные факты в формате викторины;
  2. и получить обратную связь от аудитории (покупали или нет, был или нет опыт использования, нравится или нет).

Банк “Открытие” через игру в сторис показал свои низкие ставки по ипотеке — 6.5%, предложив подписчикам сделать скрин экрана и добавить на него emoji/стикеры/gif. чтобы получить идеальную квартиру.

Такие игровые сценарии позволяют подогреть интерес потенциальных покупателей и выявить текущий спрос. Если вы видите, что отклик плохой, возможно, товар просто не интересен. Тогда самое время перестраивать контент и делать упор на другие позиции.

Шаг 3. Подготовка текстов

Да, подготовка текстов в сторис требует особого внимания. Если посты подписчики привыкли читать относительно медленно и вдумчиво, то сторис с большим объемом текста они скорее всего пролистают. Формулируя вопросы и варианты ответов соблюдайте два правила:

  1. текст вопроса — максимально простой и короткий насколько это возможно;
  2. ответ — однозначный и понятный.

У вас есть от 7 до 15 секунд, чтобы человек успел прочитать вопрос, принять решение и коснуться стикера.

Если планируете викторину, желательно ограничиться 3-5 вопросами. Сложность должна нарастать от простого к сложному. Если вопросов планируется больше (от 5 до 10), то сложность должна быть волнообразной.

Не рекомендуется делать больше 10 вопросов. С каждым шагом количество ответов будет уменьшаться, вовлеченность падать, а подписчикам будет сложнее принимать решение, тк череда вопросов требует высокой концентрации.

Шаг 4. Графическое оформление

На курсах по созданию игр часто учат анимации, обработке картинок, созданию коллажей и примитивному монтажу в приложениях. Если вы не профессиональный дизайнер и пока не наработали чувство стиля, лучше этого не делать — плохая графика убьет у подписчиков все желание “играть”.

Здесь можно:

  1. обратиться к специалистам для разработки универсальных шаблонов под такие игры;
  2. использовать готовые фотографии;
  3. скачать подходящие по стилистике картинки с бесплатных фотостоков.

Если вы только начинаете внедрять игры, последних двух вариантов будет более чем достаточно.

Вот пару сервисов, где можно подобрать и бесплатно скачать качественные фотоматериалы:

  • Pexels;
  • Unsplash;
  • Pixabay;
  • Freepik.

Шаг 5. Раскадровка

Когда все тексты готовы и картинки подобраны (это может быть и 1 фон на все игровые сторис), остается определить очередность: что за чем идет и в каком порядке. Должна быть какая-то логическая последовательность между вопросами и взаимодействием. То есть каждый следующий кадр в идеале должен логически быть связан с предыдущим. Такая последовательность позволяет вести “игрока” по сценарию и не тратить каждый раз время на погружение в новую тему и адаптацию.

Например, вы можете написать вопросы на отдельных стикерах (листочках) и перемешивать, выстраивая их до тех пор, пока не будут соблюдены условия:

  • первый вопрос максимально простой и вызывающий сильные эмоции;
  • последний вопрос самый сложный и подводящий к какой-то ключевой мысли/решению.

Шаг 6. Подводка и расшифровка

Практически все эксперты и компании упускают эти шаги — подводка к игре и расшифровка результатов (обратная связь).

Подводка может состоять из 1-3 кадров, где вы готовите подписчиков к предстоящей игре, например, говорите что сейчас будет интерактив, какая тема и призываете принять участие. Вероятность вовлечения в таком случае повышается, чем если бы вы просто запустили игру.

Обратная связь нужна для того, чтобы:

  1. подтолкнуть людей к определенному действию (заказать товар, услуг, написать в директ, оставить заявку на получение консультации и тд);
  2. поблагодарить за участие, тем самым дав понять, что вы цените подписчиков и их мнение;
  3. огласить результаты: например, кто победил (ответил правильно на все вопросы) или сторонников какой позиции больше (в случае голосований);
  4. дать больше информации по спорным вопросам, например, дав ссылку на ранее опубликованный пост.

Именно “финал” игры помогает выстроить отношения с подписчиками. Так они узнают, что их голоса ценят и будут продолжать играть в вашем аккаунте.

Шаг 7. Запуск игры

Выход игры планируйте заранее. В идеале тема поста в этот день (или за день до запуска) должна быть связана с игрой, это еще больше подогреет интерес аудитории. Чтобы правильно выбрать день публикации, предварительно посмотрите статистику аккаунта и посмотрите, когда аудитория максимально активна.

Затем в выбранном дне проанализируйте активность по часам.

Публикуйте игру полностью, не делайте перерывов между кадрами, если это только не является частью концепции. В противном случае участникам каждый раз придется погружаться в игру с нуля, вспоминая прошлые шаги, что снизит интерес и вовлеченность.

Шаг 8. Аналитика

Через 24 часа обязательно снимите статистику по каждому шагу игры (каждая сторис в отдельности). Нам потребуется количество:

  1. просмотров;
  2. взаимодействий со стикерами;
  3. ответов (реакции в директ).

Эти данные потребуются для подсчета индекса вовлеченности ER (engagement rate) и выявления максимально успешных тем и механик. Заведите отдельный документ в Excel, где будете записывать всю информацию.

Игры в сторис можно запускать в среднем 2 раза в неделю. Благодаря широкому выбору инструментов и механик, ваши подписчики будут все время взаимодействовать с разными играми, поэтому не бойтесь “выжечь” аудиторию. Это крайне сложно сделать, только если вы не повторяете часто одни и те же темы и стикеры.

В среднем уже через 4-6 недель у вас будет достаточно данных для анализа и построения полноценной игровой стратегии.

Создание конкурсов активности

Конкурсы активности стоит запускать в следующих случаях:

  1. вы хотите оживить аудиторию в связи с предстоящими мероприятиями (запуск марафона или курса, выход новых товаров);
  2. вы хотите акцентировать внимание на определенном товаре/услуге и повысить продажи;
  3. планируется привлекать новых подписчиков через таргетированную рекламу или рекламу у блогеров (таким образом, аудитория сразу сможет вовлечься в диалог).

Желательно, чтобы подписчики к этому моменту были “прогреты”, в смысле привыкли к интерактивам в аккаунте. Например, вы в течение месяца публиковала 2-3 игры в постах и сторис. На холодную аудиторию без грамотного планирования конкурс активности может не сработать.

Шаг 1. Выбор сервиса

В российском сегменте есть два сервиса, которые позволяют реализовать геймификацию в аккаунте Инстаграм: Sub.by и Gamifer. Сервисы в автоматическом режиме считают баллы за проявленную активность: лайки и комментарии.

Оба сервиса просты в запуске, у каждого свои преимущества и недостатки, и у обоих функционала достаточно, чтобы запустить игру максимально просто и недорого. В таблице приведено сравнение по всем необходимым показателям.

Параметры Sub.by Gamifer
Кол-во баллов за 1 лайк +
Кол-во баллов за 1 комментарий + +
Кол-во баллов за лайки на комментарий +
Минимум лайков на комментарий для получения баллов +
Кол-во дополнительных баллов за комментарий в первые минуты +
Кол-во минут, когда действует бонус за первые комментарии +
Кол-во дополнительных баллов за первый комментарий (по порядку, а не по времени) +
Кол-во комментариев, которые награждаются дополнительными баллами за то, что стали первыми +
Кол-во дополнительных баллов за обсуждаемый комментарий +
Минимальное кол-во ответов под комментарием для начисления баллов +
Минимальное кол-во слов в комментарии + +
Максимальное кол-во комментариев под постом от одного человека (для засчитывания баллов) + +
Кол-во учитываемых последних постов + +
Кол-во отображаемых пользователей в таблице + +
Идеи для игр в постах + +
Идеи для игр в сторис +
Идеи для игр в прямых эфирах +
Возможность запустить дополнительные игры внутри конкурса с автоматическим выбором победителя и подсчетом баллов +
Дополнительная игровая валюта (монетки) +
Единоразовый платеж + +
Платежи на несколько месяцев вперед 3, 6, 12 мес.
Автооплата +
Стоимость сервиса для аккаунтов до 5000 подписчиков 630 руб./мес. 590 руб./мес.

Если вы запускаете игру первый раз, рекомендую использовать сервис Sub.by — он максимально прост в настройке, дизайн интуитивно понятен, и есть готовые идеи для игр, в том числе для прямых эфиров.

Шаг 2. Настройка сервиса Sub.by

Подключаем аккаунт. Это максимально простой шаг, достаточно ввести логин:

Дальше проводится более глубокая настройка — определяем число баллов за:

  • лайки;
  • комментарии;
  • дополнительные баллы за комментарии в первые минуты (это позволит максимально поднять активность, что положительно сказывается на охватах постов);
  • дополнительные баллы за обсуждаемый комментарий.

Заполните поля:

  • минимальное количество ответов под комментарием для начисления баллов;
  • количество минут, когда действует бонус за первые комментарии (30 минут будет оптимально);
  • минимальное число слов в комментариях (желательно от 3);
  • максимально количество комментарием под постом от 1 человека (то есть за сколько комментариев начислять баллы, ставьте от 1 до 3);
  • учитывать активность по последним постам или дням (в этом случае те, кто зашел в игру не с первого дня, смогут поставить лайки и комментарии к прошлым постам и добрать баллы);
  • сколько последних постов/дней учитывать (ставьте от 1 до 3);
  • сколько пользователей выводить в рейтинговой таблице (достаточно 100).

Если какой-то из параметров вам не понятен, то нажмите на иконку “знак вопроса”, во всплывающем окне будет подробный комментарий.

Шаг 3. Проработка правил игры

Тщательно проработайте и опишите правила игры, так как это поможет избежать негатива по отношению к вам как организаторам и другим участникам, тк всегда есть те, кто хотят сжульничать.

Что стоит обязательно учесть и прописать:

  1. дата начала и окончания игры;
  2. сколько баллов за что можно получить (именно прописывает текстом, а не только указываем в настройках);
  3. могут ли участники получить дополнительные баллы и за что (например, отметка в сторис, отзыв, обзорный пост про вас и т.д.);
  4. есть ли какие-то штрафы (например, минус 50 баллов за агрессивное поведение);
  5. сколько подарков и какие именно;
  6. сколько баллов нужно заработать, чтобы получить конкретный подарок (например, 100 баллов — фирменная кепка, 300 баллов — дизайнерский свитшот или футботка, 500 баллов — скидка 5% на следующий заказ);
  7. если подарки будут разыгрываться между участниками, набравшими определенное число баллов (например, от 100) — укажите когда будет проводиться розыгрыш и в каком формате;
  8. обязательно оговорите условия получения, как будет осуществляться доставка и за чей счет.

Сервис Sub.by позволяет прикрепить фото подарков (но для этого надо будет сделать 1 обзор сервиса в Instagram, YouTube, Яндекс.Дзен или VC.RU)

Вот примеры правил моих прошлых игр:

и

Шаг 4. Планирование и подготовка контента

После настройки можно перейти к подготовке постов и сторис. Распределите контент так, чтобы участники каждый день могли зарабатывать баллы, в идеале каждый день должен выходить пост и сторис.

Так как все внимание подписчиков будет в течение игры прикована к вашему профилю, постарайтесь максимально интересно рассказать о себе, вашей компании, услугах, товарах. Очень сложно комментировать однородный контент, особенно если это фото товарных позиций на белом фоне. Со стороны все комментарии будут выглядеть как накрутка.

Разнообразьте контент. Помимо тематических постов добавьте игры в постах или сторис, таким образом у вас получится игра в игре, например: викторины, опросы, голосования, предсказания, поиски отличий и т.д.

Вот так можно распределить посты и игры в течение недели:

Тип контента пн вт ср чт пт сб вс
Продающий + + +
Информационный +
Образовательный + +
Развлекательный: игра в сторис + +
Коммуникационный: игра в посте +

Когда все картинки, видео и тексты будут готовы, используйте сервис отложенных публикаций (официальный инструмент Facebook — Creator Studio), чтобы заранее загрузить и спланировать выход постов и сторис. Это сильно сэкономит вам время, вы сможете больше общаться с подписчиками.

Шаг 5. Запуск конкурса активности

Когда контент загружен, все настройки сервиса проведены, призы готовы, администраторы профиля или менеджеры компании уведомлены, самое время запускать игры. Именно сейчас мы оплачиваем сервис! Это делается для того, чтобы у вас не сгорали просто так дни простоя, пока вы готовитесь.

Оплатите сервис и запустите игру рано утром того дня, когда начинается вся активность, например, за час до выхода первого поста. Сервисы геймификации дают вам ссылку на страницу, где будет размещаться вся информация про конкурс (этот блок мы заполняли на шаге 3), а также таблица с рейтингом участников. В зависимости от выбранного сервиса данные обновляются от 15 минут до 5 часов. Скопируйте ссылку и разместите ее в описании профиля на время проведения игры.

Теперь можно публиковать первый пост! В нем мы объявляем о начале конкурса, еще раз рассказываем про баллы, призы, условия участия, где смотреть рейтинг. Призывайте быть активными прямо с первого поста, чтобы получить все шансы первыми добраться до подарков. К этому посту вы сможете отправлять людей, если будут возникать вопросы по организационным моментам.

После запуска игры и первой активности ваша страница в сервисе геймификации будет выглядеть примерно так:

Вверху описание, ниже — рейтинг участников где видно сколько лайков и комментарием оставил каждый пользователь, сколько очков он заработал. Нажав на иконку “глазик”, можно увидеть историю начислений дополнительных баллов, например:

  • за комментарии в первые 15-30 минут;
  • за отметку в сторис;
  • за написание обзора и т.д.

Обязательно общайтесь с подписчиками в момент выкладки поста. Чем быстрее вы им отвечаете, тем быстрее будет развиваться ветка комментариев, что повлечет рост активности со стороны других пользователей и повышение охватов. Если не можете общаться сами — делегируйте эту работу менеджерам или администраторам. Общение в рамках таких игр позволяет установить хорошие отношения со своей аудиторией. В дальнейшем это благоприятно скажется на их лояльности к вам как эксперту или бренду.

Конкурсы активности не рекомендуется запускать чаще 1 раза в 1.5-2 месяца, чтобы не выжечь аудиторию. Желательно к следующему запуску набрать новых подписчиков. Оптимальное время проведения — 1-2 недели. Можно делать и месяц, но подписчики устанут. В этом случае посты не обязательно выкладывать раз в день, можно реже.

Формат, подарки и срок проведения такой игры всецело зависит от той задачи, которую вы ставите перед собой: просто разбудить аудиторию или привлечь внимание к какому-то событию или товару.

Аналитика (вовлечение, таблица подсчета)

Внедряя игровые механики, очень важно анализировать показатели вовлеченности в постах и сторис, для этого ваш аккаунт должен быть переведен в статус “Бизнес” или “Автор”. Так вы сможете отслеживать охват постов/сторис и считать вовлеченность для каждого игрового запуска.

Отслеживайте следующие параметры:

  1. количество подписчиков в аккаунте;
  2. для постов:
    1. охват поста;
    2. количество комментариев;
    3. количество сохранений;
    4. количество пересылок или репостов (“самолетик”);
  3. для сторис (считается для каждого отдельного кадра):
    1. число просмотров сторис, они же охваты;
    2. число взаимодействий со стикером (ответов на опросы, тесты, перетаскивания бегунка) — иными словами число касаний;
    3. количество ответов в личные сообщений

Если человек принял участие в викторине и при этом ответил в личных сообщениях, то взаимодействие суммируется.

Показатель вовлеченности ER (engagement rate) для постов считается по классической формуле:

ER = все взаимодействия / число подписчиков * 100%

Вовлеченность для сторис:

ER = все взаимодействия / количество просмотров * 100%

Все показатели индивидуальны и зависят от нескольких факторов:

  1. размер аккаунта, сколько всего человек подписано — для маленьких аккаунтов ER в среднем доходит до 10%, чем выше число подписчиков, тем ниже вовлеченность;
  2. качество аудитории, тк одно дело если аудитория набиралась через таргетированную рекламу или у блогеров, другое — если вы участвовали в марафонах или гивах (giveaway — конкурс с раздачей подарков за подписку);
  3. характер аккаунта — у личных вовлеченность чаще выше, чем у коммерческих.

Все данные лучше сохранять в Excel, чтобы через пару месяцев проанализировать показатели и сделать выводы об эффективности различных механик. Так вы сможете скорректировать контентную стратегию и продолжать раскачивать аудиторию.

Пример аналитики по постам для аккаунта на 400 подписчиков:

Пост Лайк Ком. Репост Сохр. ER
Название поста 1 30 0 0 3 = (30 + 0 + 0 + 3)/400 * 100
Название поста 2 41 0 3 16 15%
Название поста 3 38 3 0 1 10,5%
Название поста 4 38 0 0 9 11,75%
Название поста 5 32 4 0 3 9,75%

Пример аналитики для сторис

Сторис Просмотры Касания стикера Ответы в личку ER
Название игры Дата: 1 января
Вопрос 1 266 78 0 = (78 + 0)/266 * 100
Вопрос 2 251 80 0 31,87%
Вопрос 3 236 68 1 29,23%
Вопрос 4 225 65 0 28,88%
Вопрос 5 212 57 3 28,30%
Вопрос итоговый 203 34 7 20,19%

Используйте таблицу-пример их в работе. При необходимости добавляйте свои поля, но ничего не рекомендуется удалять. Все данные необходимы для объективного анализа вовлечения и выявления связи между механиками и темами.