Элементы (компоненты) геймификации — это набор программных инструментов и механик, которые определяют “правила игры” и направляют участников в рамках взаимодействия друг с другом или системой для выполнения ключевой цели.
Как и прошлый раз, мы рассмотрим:
- элементы геймификации Кевина Вербаха, как наиболее универсальные и подходящие для большинства проектов;
- игровые элементы в Instagram, тк в этой социальной сети есть свое направление игр и жестко регламентированный функционал в Stories.
Внедряя геймификацию в проект, не обязательно использовать все элементы, важно скорее само сочетание. Геймификация работает хорошо в том случае, если она полностью вовлекает пользователей в процесс, удерживая вовлеченность как можно дольше. А вот большое количество компонентов может нагружать мозг и скорее вызовет сопротивление.
Элементы геймификации Кевина Вербаха
В классическом варианте элементы геймификации включают:
- очки;
- бейджи;
- рейтинги, таблицы лидеров;
- аватары;
- достижения;
- сражения;
- уровни;
- поединок с боссом;
- коллекционирование;
- получение доступа к контенту;
- дарение подарков;
- квесты;
- социальный профиль;
- команды;
- виртуальные товары.
Существует несколько игровых элементов, которые являются более универсальными, чем другие. Это: очки (points), бейджи (badges), рейтинги (leaderboards) или PBL. С них мы и начнем обзор.
Элемент “Очки”
Очки – это способ определения насколько хорошо человек играет. Являются способом отображения прогресса, достижения все более высоких уровней, указывают на позицию участника в рейтинге или могут определить победителя. Иногда связаны с наградами.
Пример 1. Вам нужно набрать 500 очков, чтобы получить бесплатное пирожное или бейдж.
Пример 2. Конкурс активности в Инстаграм (любой другой соцсети) построен на использовании баллов (очков) за проявленную активности — комментарии, лайки, репосты. Так набранное минимально необходимое количество очков может сделать вас кандидатом на розыгрыш приза.
Элемент “Бейджи”
Бейджи – представляют собой некое визуальное обозначение того, что вы достигли определенного уровня или выполнили определенный набор заданий.
Пример 1. Вы можете получить бейдж за то, что сделали что-то в первый или сотый раз: оставили комментарий, написали отзыв/обзор на товар.
Бейджи указывают на те вещи, которые наиболее значимы в данной игре. Могут выступать в виде идентификационных данных, рассказывая людям о том, чего вы достигли. Это похоже на отличительный знак или диплом. Наконец, это символ статуса: «У меня есть этот классный бейдж, которого нет ни у кого больше».
Пример 2. В геймификации, связанной с формированием привычек и фитнесом, это может быть бейдж за сожженные калории во время тренировок, общее число тренировок в какой-то конкретной категории (отжимания, подтягивания, приседания), пройденные километры в шагомере.
Элемент “Рейтинги, таблица лидеров”
Рейтинги, таблица лидеров – списки игроков, отсортированные в соответствии с количеством набранных баллов, показывают, на каком именно месте вы находитесь по отношению к другим участникам.
Пример 1. Таблицы лидеров хорошо работают в “играх”, построенных на конкуренции. Если вы хотите мотивировать отдел продаж продавать активнее и больше, то в таблице можно выводить ФИО участника и сумму, которую он принес компании за текущую неделю/месяц.
Пример 2. Таблицы лидеров используются в конкурсах активности вместе с очками, чтобы мотивировать людей к активному участию, тем самым повышая вовлеченность в аккаунте и выстраивая отношения для будущих взаимодействий.
Элемент “Аватар”
Визуальное представление героя. В социальных сетях фотографии, загружаемые в настройках профиля, так и называются — “аватарами”. Часто “игроки” идентифицируют себя с каким-то персонажем, являющимся носителем определенных характеристик или ценностей “игрока”.
Элемент “Сражения”
Сражение — это противостояние участников или групп/команд в игре, где может быть только один победитель. Победа в “сражениях” позволяет “игрокам” расти и перемещаться на более высокие, продвинутые уровни с новыми задачами.
Элемент “Уровни”
Логически сгруппированные части игры, отличающиеся сложностью и целями. В рамках каждого уровня участник может решать отдельные задачи, являющиеся частью какой-то большой. Таким образом, игрок прокачивает навыки и зарабатывать бейджи за новые достижения.
Пример. В сервисе Lingua Leo вы должны проходить тесты, изучать аудио и видео материал, читать и отвечать на вопросы, чтобы получить баллы и “накормить” вашего игрового персонажа — льва Лео. Только накопив определенный объем очков, вы можете перейти на другой, более сложный уровень.
Элемент “Поединок с боссом”
Это конец уровня или какой-то части игры. Действительно сложная задача. Часто реализация задачи может занимать какое-то время и требует дополнительных усилий.
Пример. Компания DNS ввела игровую валюту, которую можно заработать, написав отзыв на товар. Можно сделать видео обзор, в этом случае вы получите больше игровых монет. Таким образом в рамках уровня “написать отзыв” есть несколько вариантов сложности.
Элемент “Коллекционирование”
Коллекционирование — это сборка определенных вещей или частей целого элемента.
Пример. Коллекционирование наклеек (часто встречается в сети магазинов “Лента”), которые выдаются за покупку от определенной суммы. Собрав определенное число наклеек, вы можете приобрести товары с более высокой скидкой, таким образом покрыв наклейками часть стоимости.
Элемент “Получение доступа к контенту”
В играх это может быть выход на новый уровень: вам надо заработать пару достижений (победить соперников, собрать артефакты) или пройти несколько квестов, чтобы получить доступ к чему-то новому в игре. Контентом может быть дополнительная карта территорий, подсказки или советы от персонажей.
Пример. В Instagram есть функция “Близкие друзья”, которая дает возможность показывать часть сторис отдельным людям. Таким образом контент для “близких друзей” получает дополнительную ценность. А чтобы попасть к вам в этот список, поставьте задачу подписчикам собрать определенное число баллов в конкурсе активности или правильно ответить на все вопросы квеста.
Элемент “Дарение подарков”
Подарки — это всегда весело, и возможность получать подарки будет мотивировать участников продолжать в игру. Это не обязательно должен быть один единственный приз за “прохождение” всей игры. Награды можно внедрять за:
- начало выполнение действия (чтобы укрепить мотивацию);
- за качественное выполнение заданий (но для этого нужно разработать параметры);
- за выполнение с опережением.
Придумайте свои условия для подарков и помните, что подарок — это не всегда вещь. Это может быть расширение полномочий/функционала игрока, доступ к контенту и бейджи.
Элемент “Квесты”
По правилам квеста вам нужно сделать какие-то вещи, которые заданы структурой игры. Это своего рода игра в игре, за которую могут выдаваться дополнительные бонусы. В Instagram это полноценная игровая механика.
Пример. Квест от компании Mercedes, в рамках которого перемещаясь между аккаунтами участники “собирали” свою модель машины, выбирая поочередно цвет, диски, крышу и т.д.
Элемент “Социальный профиль”
Для элемента требуется интеграция с соцсетями, например, вы можете сделать авторизацию на сайте через ВКонтакте или Facebook. Так участник сможет видеть друзей, которые тоже участвуют в игре, взаимодействовать с ними, играть за или против них, собирать свои команды и т.д. Этот элемент делает игру продолжением общения.
Пример. Приложение Nike Plus давало возможность делиться своими достижениями в соцсетях, бросать вызовы и соревноваться с друзьями. Сейчас многие фитнес приложения используют этот элемент, тк спорт очень часто завязан на конкуренцию. Вы авторизовываетесь через Facebook и видите, есть ли кто из ваших друзей в текущем рейтинге.
Элемент “Команды”
Команда позволяет сплотить людей в рамках соревновательной концепции, то есть не “я один против всех”, а “мы против них”. Команда позволит дольше сохранить мотивацию и вовлеченность. Хорошо подойдет в вопросах, связанных с повышением качества обслуживания клиентов (сервис, скорость выполнения заказа) или продажах (больше допродаж, выше чек, повторные продажи). Часто встречается в интеллектуальных играх.
Элемент “Виртуальные товары”
Это игровые вещи, но за которые игроки готовы платить:
- виртуальными деньгами,
- своим временем,
- либо реальными деньгами.
Чаще всего связано с прокачкой игрового персонажа.
Пример. Если по правилам игры участник должен отвечать на вопросы викторины, то виртуальным товаром может быть подсказка или возможность пропустить вопрос.
Элементы геймификации в Instagram
Первоначально Instagram создавался для возможности моментально делиться эмоциями — красивый закат, первые шаги дочки, радость путешествия, спортивные достижения и пр. Сейчас все больше это превращается в площадку для взаимодействия — ты не просто делишься контентом, а общаешься с аудиторией, например, предлагаешь оставить комментарий, сохранить пост, поучаствовать в викторине, проголосовать за один из вариантов.
Поэтому игровые элементы в Instagram ограничены техническими возможностями, мы не можем выйти ЗА пределы того, что есть. Что можно и нужно использовать:
- активность в сторис:
- стикер “опрос” (да-нет)
- стикер “тест”
- стикер “вопросы”
- стикер “шкала emoji” (бегунок)
- активность в постах:
- лайки
- комментарии (включая упоминания друзей)
- репосты.
Выбор ограниченный, но и его будет достаточно, чтобы поддерживать высокую активность в аккаунте на протяжении года. Главное — грамотно комбинировать и чередовать игровые механики.
Элемент “Опрос”
Стикер “Опрос” в Stories — это классическое голосование за один из двух предлагаемых вариантов. По умолчанию, вам предлагается “да” или “нет”, но у вас есть возможность менять текст на свой.
Пример. Если вы продаете товары (это может быть детская одежда, обувь, кондитерские изделия), возьмите 8-10 товаров, составьте из них несколько комплектов пар и предложите проголосовать. А по финалу игры предложите дополнительную скидку на “товар-победитель” при заказе в течение следующих 3-7 дней.
Элемент “Тест”
Стикер “Опрос” чаще используется для викторин, то геймификация носит в большей степени развлекательный характер. Это может быть тема, связанная непосредственно с вашими товарами или нишей в целом. Желательно брать именно нишу, в этом случае у вас будет больше тем.
Пример. Компания Disney публикует викторины, привязывая тему к юбилею мультфильма. Так фанаты еще раз могут похвастаться своими знаниями.
Элемент “Вопросы”
Самый сложный для взаимодействия элемент и наиболее редкий в использовании, т.к. в отличие от прошлый двух требует больше времени на взаимодействие: проще выбрать из двух или трех вариантов ответа, чем написать комментарий.
Элемент “Шкала emoji”
Стикер может выполнять двойной функционал в зависимости от игровой механики:
- служить альтернативой для голосования — в этом случае вместо клика по варианту в тесте или опросе подписчик перетягивает бегунок на уровень того ответа, который ему больше нравится;
- использоваться как шкала эмоций в том случае, если нельзя использовать крайние состояния.
Пример. С томатным соком и окрошкой все понятно — люди либо любят, либо нет. Но есть товары которые могут нравиться, но не на все 100%. Вы можете предложить оценить новые модели из вашего каталога по шкале от 1 до 5. Это гораздо лучше, чем спрашиваться “нравится или нет”. Например, подписчикам может понравиться крой, но они не в восторге от цветового решения. В этом случае вы получаете более релевантные данные.
Элемент “Лайки”
Самое простое действие, которое нам подарил Instagram — возможность поставить лайк двойным нажатием на фото. Именно лайк является первым контактом между автором профиля и подписчиками. На подсчетах баллов за лайки строится конкурс активности. Практически 50% всех участников станут участниками просто поставив лайк. Ваша задача дальше — мотивировать их писать комментарии, чтобы продвигаться вверх по рейтинговой таблице.
Элемент “Комментарии”
Отсутствие комментариев под постами — частая боль во всех аккаунтах, тк сейчас практически все подписчики потребляют контент, не оставляя обратной связи, в лучшем случае лайки. Если же реакции на посты нет, то “умная лента” в соцсетях начинает реже показывать публикации вашего профиля.
По аналогии с лайками, комментарии являются частью конкурсов активности. Так в диалог вступают даже те, кто раньше молчал. Сама возможность набрать баллы и стать победителем мотивирует людей активно участвовать в жизни аккаунта.
Лайки и комментарии напрямую связаны с классическими элементами PBL:
- участник получает баллы за лайки и комментарии;
- он также может заработать бейдж (если это предусмотрено правилами игры);
- в зависимости от заработанных баллов участники автоматически ранжируются и выводятся в рейтинговой таблице.
Еще один вариант применения комментариев — это розыгрыши. Классическая схема:
- публикуется пост с правилами: подарок, время проведения, условия участия;
- для участия вы должны подписаться и отписаться в комментариях под постом, иногда нужно отметить друзей;
- в день финала с помощью стороннего сервиса проводится розыгрыш, где победитель определяется рандомно и при этом проверяется на соблюдение всех условий (подписка).
Элемент “Репосты”
Аналогично лайкам и комментариям репосты могут служить игровым элементов в конкурсах активности. В этом случае участник зарабатывает еще больше баллов, тк репосты люди делают менее охотно.
Второй вариант геймификации — это розыгрыши. Когда, чтобы принять участие, ты должен сделать репост поста в сторис с отметкой аккаунта. Дальше организаторы выдают тебе порядковый номер, под которым будешь выступать при розыгрыше подарка. И уже в день финала проводится прямой эфир, в которым рандомно разыгрывается приз с помощью генератора чисел.
Выбирать элементы геймификации стоит после того, как вы определитесь с задачей, площадкой и механиками. Например, для повышения продаж на сайте интернет-магазина совершенно не нужны очки и баллы, но там могут хорошо работать квесты, коллекционирования и просто игры типа “однорукого бандита”, раздающего скидки и подарки.